выполняем заказы из всех регионов РФ и мира

Капоэйра: балансируя на грани между танцем и борьбой

Протяжное пение, сопровождаемое звуками барабана и бубна. Сольная партия у беримбау — музыкального инструмента, похожего на лук с расположенной внизу тыквой-резонатором. По кругу стоят стройные и подтянутые люди в белом. Выкриками и хлопками они подбадривают игроков — тех, что в центре круга. Рукопожатие противников, касание земли рукой — и игра начинается.

Вначале зрители видят плавные переходы и движения в нижних положениях, удары ногами, замирающие в считанных сантиметрах от цели. Глядя в глаза друг другу, игроки пытаются предугадать очередную атаку. Но постепенно темп музыки увеличивается, а с ним и движения игроков становятся все более быстрыми и ритмичными. Высокие перелеты, резкие круговые удары ногами, стремительные уклонения, стойки на ладони, акробатические трюки — все это создает ощущение гармонии и согласованности движений противников. Борьба превращается в танец, но противостояние не исчезает. Поддаваясь настроению схватки, зрители восторженно кричат и пританцовывают под ритмы музыки. В круге зарождается аше — та позитивная жизненная энергия, которая заряжает игроков силами и дает способность выполнять элементы любой степени сложности, не ощущая усталости.

Все это капоэйра — национальное бразильское боевое искусство. Помимо боевого аспекта (как правило, бесконтактного боя), капоэйра содержит в себе элементы танца и акробатики, сопровождается пением и музыкой. Игрок здесь не дерется, а «играет». Игровое состязание в круге называется «рода» и имеет многовековые традиции, которые и сейчас строго соблюдаются.

Зарождению капоэйры Бразилия обязана временам колонизации. В XVI-XVII веках в эту страну завозились рабы из Африки для возделывания сахарного тростника. Не выдерживая жестокого обращения, рабы нередко убегали от владельцев и основывали киломбуш — свободные поселения. Именно в одном из таких поселений и появилась капоэйра как форма протеста и борьбы с угнетателями. По одной из версий, капоэйра произошла от «танца зебр» — ангольского ритуального боевого танца, исполнявшегося воинами в ходе обряда посвящения.

После отмены рабства в Бразилии в конце XIX века многие бывшие рабы, оставшись без работы, встают на криминальный путь. Капоэйра становится оружием уличных банд и объявляется властями вне закона. Долгое время капоэйра существует в Рио-де-Жанейро исключительно как форма боя. Однако в штате Баия сохраняются старые традиции и продолжается развитие как боевой, так и музыкальной и духовной составляющей.

Эти традиции прошли проверку временем. Игра капоэйры проходит неизменно под живую музыку. Оркестр роды — батерия — состоит, как правило, из трех беримбау, бубна пандейру и африканского барабана атабаке. Песни в роде запеваются ведущим, а хор отвечает ему. Форма «запев-ответ» также уходит своими корнями в музыку африканских народов. В сольном исполнении звучит лишь начальная песня — ладаинья. Все песни капоэйры поются на португальском языке. При желании можно найти в интернете переводы с португальского на русский многих песен капоэйры.

Когда капоэйра была под запретом, участие в роде старались не предавать огласке. Поэтому каждый участник получал в капоэйре второе имя. Эта традиция сохранилась по сей день.

Первая в мире школа капоэйры открылась в 1932 году — через два года после военного переворота и прекращения гонений на капоэйристов. Разработанная основателем этой школы Местре Бимбой (mestre в переводе с португальского — мастер) методика и сегодня считается базой обучения капоэйристов. Бимба ввел использование поясов разных цветов, обозначающих уровень мастерства, а разработанный им стиль назвал «капоэйра Режионал».

После выделения стиля Режионал к традиционной капоэйре стал применяться термин «Ангола». Первая школа этого стиля была открыта Местре Паштиньи в 1941 году.

В отличие от стиля Режионал, игра Анголы ведется в основном в нижнем положении, в медленном темпе, с минимальными элементами акробатики. Нападения анголейро более скрытые, атаки — стремительные и неожиданные. Темп игр Режионал значительно выше, большую роль здесь играет сила и рефлексы, боевому аспекту уделяется особое внимание.

Боевое искусство, граничащее с танцем, музыкой, спортом, фольклором, религией, традициями, акробатикой и игрой — капоэйра многогранна и загадочна, как сама Бразилия. Постичь искусство капоэйры — значит стать на шаг ближе к пониманию удивительной культуры этой южноамериканской страны.

 

Другие новости и статьи

В Южной Америке активно переводят русскую литературу
Красота и богатство русского языка не оставили равнодушными жителей Южной Америки. На этом континенте восторгаются произведениями русских классиков. Несколько лет существуют литературные сообщества, посвященные творческому пути Ф.М. Достоевского и Л... Подробнее
15.12.2016
Известно, что каждый народ имеет свои особенные жесты, значение которых в разных странах может сильно отличаться. Интенсивность жестикуляции тоже неодинакова: в одних государствах жители более сдержаны в мимике и движениях, в других, наоборот,... Подробнее
19.02.2012
Мечтаете освоить португальский язык? Вам повезло, если кроме этого желания у вас за плечами есть филологическое образование, и вы уже владеете итальянским или испанским, или вы живете в крупном городе и имеете возможность посещать специализированные... Подробнее
05.05.2015